Бухгалтерский и налоговый учет банковских гарантий

Использование банковской гарантии – распространенное явление в наши дни. Есть ситуации, в которых без нее просто не обойтись. С помощью гарантии страхуются возможные риски невыполнения своих обязательств по договору одной стороной перед контрагентом, ее выдача и получение относятся к финансовым операциям. Правильно организованный бухгалтерский и налоговый учет банковских гарантий позволит избежать ошибок в работе данного инструмента. Чтобы разобраться с механизмом учета, знать, на каком счете учитывается банковская гарантия, необходимо рассмотреть, что она фактически собой представляет детальнее.

Банковская гарантия: основные понятия, принцип действия

Банковская гарантия Банковская гарантия – это обязательство банковской организации (страховой или кредитной компании), выдаваемое в письменной/электронной форме, выплатить кредитору деньги в соответствии с пунктами контракта. В процессе ее оформления принимают участи три стороны:
  • гарант – это банковская организация, обязующаяся уплатить установленную сумму в пользу бенефициара. Выдавать банковские гарантии может лишь банк из специального государственного реестра, прошедший проверку и получивший статус доверенного финансового учреждения;
  • принципал – инициатор оформления обеспечения, заявитель. Он – основной должник по обязательству, выполнение которого гарантируется государственному/муниципальному заказчику при помощи полученной гарантии от банка;
  • бенефициар – получатель денег в случае не исполнения условий сделки (выполнения не в полном объеме) принципалом.
Обязательно предоставление гарантии до заключения государственных контрактов, также, согласно закону №44 – ФЗ, оформление ее необходимо, чтобы принимать участие в конкурсе, торгах, тендере. Закон 44-ФЗ

Документы, требуемые для подтверждения обоснованности учета гарантий

Банковская гарантия может выдаваться в традиционном, «бумажном» виде или в формате электронного сообщения. В первом случае, чтобы провести учет этого документа, бухгалтеру необходимы счета и счета-фактуры, которые предоставляются вместе с ним. Электронная банковская гарантия наделена такой же силой, как ее письменный вариант, а значит, к ней предъявляются аналогичные требования, и заинтересованные лица должны приводить доказательства, подтверждающие конкретную сделку. При оформлении банковского обязательства гарант получает вознаграждение от принципала (на основании п. 2 ст. 369 российского ГК). Выдача гарантии — банковская операция (пункт 8, часть 1 статьи 5 ФЗ №395-1 от 02 декабря1990 года). Это платная услуга, за которую взимается вознаграждение (1%-10% от размера обеспечения). Оно оплачивается частями либо единовременно, фиксированным платежом либо как % от суммы обязательства. На каком счете отражается банковская гарантия — зависит от типа обязательств, которые ею обеспечиваются.

Бухгалтерский учет банковских гарантий бенефициаром

Бухгалтером бенефициара при зачислении средств от гаранта сразу производит нужную запись Дт сч.51 – Кт сч.76 в специальной книге. Задолженность заявителя (инициатора оформления обеспечения, принципала) оформляется по бухгалтерскому учету исходя из типа обязательств. Пример того, на какой счет отнести банковскую гарантию и дальнейшие возможные проводки представлен в таблице: Бухгалтерский учет банковских гарантий где буквой «к» обозначают расчеты с контрагентом, а буквой «г» – с гарантом. Кассовый метод подразумевает, что после поступления денег от гаранта бенефициару необходимо признать выручку от реализации товаров (услуг, работ), поскольку гарантия обеспечила оплату. В случае обеспечения обязательств по оплате % по безотзывной гарантии, бенефициару нужно отразить внереализационные доходы как % по займу. Если принципал не выполняет основное обязательство, гарантию учитывают на забалансовом сч.008 и указывают ту сумму, которая прописана в ней. В случае, когда сумма в гарантии не указана, она прописывается на основании условий контракта. Сумма с указанного счета должна списываться постепенно, по мере того, как погашается задолженность. учет банковских гарантий

Особенности учета банковских гарантий у принципала

Ответ на вопрос «На каком счете учитывать банковскую гарантию принципалу» прост – учета, как такового, инициатор оформления обеспечения не проводит, поскольку получает он гарантию не для себя, а для бенефициара, и выдает ее банк. Поэтому затраты при ее получении отражают в бухучете так:
  • если она оформлена с целью обеспечения сделки по приобретению товара, материала – расходы на нее включаются в стоимость МПЗ;
  • в случае оформления гарантии как обеспечения договора на покупку основных средств – затраты на нее включаются в стоимость покупаемого объекта;
  • при оформлении банковского обеспечения с прочими целями, понесенные затраты отражаются в составе прочих расходов.
Учитывать расходы необходимо равномерно, на протяжении срока действия гарантии.

Отражение гарантийной документации в налоговом учете

Отчеты, касающиеся затрат на приобретение гарантии должны подаваться в налоговую инспекцию не за тот промежуток времени, когда были выплачены денежные средства по ней, а когда она была оформлена по факту. В налоговом учете предусмотрено, что дата фактического получения вознаграждения за банковскую гарантию совпадает с датой подписания договора о получении заявителем требуемой гарантии. Вознаграждение в налоговой отчетности можно относить и к статье о прочих расходах, связанных с выпуском и продажей продукции, и о тех расходах, которые не касаются данных процессов. Налоговый учет банковских гарантий проводится в зависимости от того, кто (банк, страховая компания) и на какие цели ее выдал. Прекращение гарантийных обязательств возможно: в случае истечения срока действия гарантии; отказа бенефициара от его прав по обеспечению; выплаты полного объема средств бенефициару; по соглашению сторон (согласно ст. 378 ГК РФ).