Как выдается банковская гарантия?

Для любой компании участие в тендере на госзаказ, не говоря уже о победе в нем, означает большую прибыль и солидную репутацию. Согласно закону №44 – ФЗ, обязательным требованием при этом выступает оформление банковской гарантии с целью минимизации возможных рисков. Этот документ представляет собой обещание компании – гаранта (банка, кредитной или страховой организации) выплатить установленную сумму денежных средств заказчику (бенефициару) если исполнитель (принципал) не исполнит обязательств по договору. Правила того, как выдается банковская гарантия, какие требования предъявляются к ее оформлению, перечень организаций, имеющих право ее выдачи, регламентируются рядом нормативно правовых актов РФ.

Кто занимается выдачей гарантий и какие требования предъявляет

Чаще всего, за оформлением банковской гарантии компании обращаются в банковские учреждения, внесенные в специальный реестр Российского Минфина. В этом перечне находятся лишь банки, прошедшие проверки и соответствующие требованиям п. 3 ст. 74.1 Российского НК. Их список обновляется ежемесячно и находится в свободном доступе на официальном сайте Министерства Финансов РФ. Обратившись в такой банк, принципал может быть уверен, что гарантия будет оформлена по всем правилам, данные о ней будут своевременно внесены в реестр банковских гарантий, а значит, не возникнет проблем с принятием ее бенефициаром.

как выдается банковская гарантия

Сведения о выданной гарантии должны быть на следующий рабочий день внесены в данный реестр, чтобы заказчик мог убедиться в ее подлинности и текущем состоянии.

Поскольку оформление банковской гарантии во многом напоминает выдачу кредита, к компании – принципалу предъявляются схожие требования. Необходимым условием является открытие расчетного счета принципала в выбранном банке. Далее, понадобится определенный пакет документов, минимальный из которых включает:

  • заявку на оформление гарантии;
  • правоустанавливающие документы на имущество, выступающее обеспечением по банковской гарантии;
  • финансовую отчетность (обычно – за прошлый год);
  • документы, содержащие сведения о компании-принципале и ее руководителях.

Требования разных банков могут отличаться, главное понимать – вероятность одобрения заявки будет тем выше, чем полнее будет пакет предоставленной документации.

требования к банковской гарантии

Требования к банковской гарантии

Согласно действующему законодательству, гарантия должна соответствовать ряду требований. Как описано в п. 4 ст. 368 Российского ГК , в выданном банком документе должны быть отражены следующие сведения:

  • дата выдачи гарантии;
  • данные о всех сторонах (принципале, бенефициаре, гаранте);
  • обязательство, выполнение которого обеспечивает гарантия;
  • размер денежных средств, подлежащих выплате, или правила определения данной суммы;
  • срок, в течение которого действительна банковская гарантия;
  • обстоятельства, являющиеся основанием для выплаты суммы, указанной в этом документе.

В законе N 44-ФЗ есть требование об обязательной безотзывности гарантии, когда банк не вправе ее отозвать ни при каких обстоятельствах до окончания периода действия.

Электронная банковская гарантия

электронная банковская гарантия

Удобной альтернативой традиционному документу на бумажном носителе выступает электронная банковская гарантия. Она наделена такой же юридической силой, все оформление происходит при помощи интернета, подписываются документы электронной подписью. Преимуществами электронной гарантии являются:

  • возможность оформить ее в любой части РФ в банке, предложившем самые выгодные условия;
  • заявки можно подавать одновременно в несколько банковских организаций;
  • обмен информацией и документами в электронном виде между гарантом и принципалом происходит быстрее.

После получения банковской гарантии в электронной форме можно запросить у банка и бумажный вариант, который допускается получать по почте или забирать лично.

Порядок выдачи банковской гарантии

Каждому из этапов оформления гарантии присущи свои особенности, и сама процедура оформления занимает некоторое время. Разумным для принципала будет начать сбор необходимых документов сразу после того, как принято решение участвовать в тендере. Далее последуют такие действия:

  • предоставление документов в выбранный банк. Кроме юридической и финансовой документации компании, потребуются также сведения о тендере (проект контракта, ссылка на предстоящий конкурс) и документы, которые подтвердят надежность компании (сведения о предыдущем участии в торгах, выполненные контракты, отзывы заказчиков);
  • анализ документов банком, принятие решения о выдаче гарантии;
  • заключение договора с банком, оплата вознаграждения;
  • передача банковской гарантии заявителю;
  • внесения информации о выданном документе в реестр.

банковская гарантия

С целью сокращения затрат времени многие компании предпочитают обращаться к услугам фирм-посредников, предлагающих сжатый срок получения гарантии и оказывающих полное юридическое сопровождение.